Литературная

Шереметевский дворец


Шереметевский дворец - одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, практически его ровесник. Архитектором главного усадебного дома стал С. И. Чевакинский. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве. 

Музей музыкальных инструментов

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. Коллекция инструментов была основана более ста лет назад начальником Придворного оркестра бароном К. К. Штакельбергом. В состав коллекции входят инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира. 


Речь пойдет о  олифантах (средневековых рыцарских рогах). 

Ах, Олифант! Какое изысканное средневековое название (XIV в). Так и есть, олифанты могли себе позволить только богатейшие феодалы. Роги из слоновой кости украшенные восхитительной резьбой, а также серебряной оправой. 
Почетный характер данного музыкального инструмента подтверждается скульптурой XII в. из церкви аббатства в Вазеле, где с олифантом на боку изображен ангел, возвещающий Рождество Спасителя

Для чего нужны олифанты? 

Олифанты в основном были нужны охотникам или путешественникам, с помощью него подавали определённые сигналы на охоте - а позже, несмотря на малый диапазон звучания рогов, играли на них незамысловатые мелодии.




Наибольшей славой пользовался рог Роланда, по преданию, хранившийся в тулузской базилике Святого Сатурнина. Во время Ронсевальского боя умирающий герой, согласно «Песне о Роланде», при помощи Олифана призвал на помощь рать Карла Великого:
«
В свой Олифан трубит Роланд с трудом.
Превозмогает он тоску и боль.
Стекает с губ его густая кровь,
С натуги лопнул у него висок.
Разнёсся зов на много миль кругом.
Услышали его в ущельях гор
И Карл, и все французы, и Немон.
«Я слышу Олифан, — сказал король. —
А раз Роланд трубит, там грянул бой».
»
«Роландов рог» Марина Цветаева
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,—
Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену
Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—
Под свист глупца и мещанина смех,—
Одна за всех — из всех — противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!

Анализ стихотворения Цветаевой «Роландов рог»

Рыцарь Роланд — популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе — биографии «Жизнь Карла Великого», написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд под его предводительством напали сарацины. Внезапная атака в эпосе объясняется изменой со стороны Ганелона — приближенного Карла и врага Роланда. Перед смертью рыцарь успел позвать на помощь короля, протрубив в свой знаменитый рог. Карл услышал зов вассала и поспешил отомстить за него. Бесстрашный рыцарь стал главным героем «Песни о Роланде» — самого раннего из сохранившихся эпических произведений Франции. По информации исследователей, написано оно через несколько столетий после реальной Ронсевальской битвы, произошедшей в 778 году.
В истории про Роланда важнейшую роль играет его олифант — сигнальный рог, который носили с собой средневековые рыцари. Изготавливались подобные инструменты из слоновьих бивней. Зачастую их украшали резьбой, металлическими или серебряными цепями и кольцами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий